Программное обеспечение образовательного процесса
Учреждение осуществляет образовательный процесс на основе Образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Варваровский детский сад», которая разрабона на на основе ФОП ДОО.
Вариативная часть реализуется по программам:
«Здравствуй, мир Белогорья» : программно-методическое пособие по познавательному развитию детей дошкольного возраста / под ред. А. А. Бучек, Л. В. Серых, О. В. Пастюк. – 2 изд. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 299 с.
Алгоритмика : развитие логического и алгоритмического мышления детей 6—7 лет : парциальная программа. — Москва : Просвещение, 2023. — 31 с
Количество детей, осваивающих основную образовательную программу дошкольного образования в 2023 – 2024 учебном году составляет 28 воспитанников. Численность обучающихся за счёт бюджетных ассигнований местных бюджетов составляет 29 воспитанников.
учение в ДОУ ведётся на русском языке. Уровень образования детей: дошкольное образование. Форма обучения: очная. Нормативный срок обучения по основной образовательной программе дошкольного образования – 4 года.
Учреждение осуществляет образовательный процесс на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Глуховский детский сад» Алексеевского городского округа, которая разрабонана на основе ФОП ДОО.
Вариативная часть реализуется по программам:
«Здравствуй, мир Белогорья» : программно-методическое пособие по познавательному развитию детей дошкольного возраста / под ред. А. А. Бучек, Л. В. Серых, О. В. Пастюк. – 2 изд. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 299 с.
Алгоритмика : развитие логического и алгоритмического мышления детей 6—7 лет : парциальная программа. — Москва : Просвещение, 2023. — 31 с.
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ВАРВАРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» АЛЕКСЕЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Варваровский детский сад» Алексеевского городского округа (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г. №31, от 8 ноября 2022 г. №955 и федеральной образовательной программой дошкольного образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации России от 25.11.2022 г. № 1028.
Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Варваровский детский сад» Алексеевского городского округа (далее – ДОУ) позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:
• обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
• создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
• создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования (далее – ДО), осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения Программа.
Программа предусматривает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены на основании выбора участниками образовательных отношений программы, методы и технологии, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее — парциальные программы).
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее — Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня, федеральный календарный план воспитательной работы (далее — План) и иные компоненты.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее — КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит Программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) в ДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы для использования в образовательной работе в разных возрастных группах.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
Программа предоставляет право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Программа предполагает интеграцию обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных в ФГОС ДО.
Реализация Программы создает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Программа построена с учетом особенностей дошкольного периода детства, когда:
— закладывается фундамент здоровья ребёнка;
— начинается процесс социализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия: миром людей, миром природы, предметным миром;
— происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям;
— формируются основы самосознания и личности ребёнка.
Основным средством реализации программы являются разнообразные виды детской деятельности:
игровой, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
коммуникативный (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательский (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительный (рисование, лепка, аппликация);
музыкальный (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
двигательный (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Образовательная деятельность реализуется как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной детской деятельности. Еженедельно проводятся культурные практики: творческая мастерская, сюжетно-ролевые и развивающие игры, игровые ситуации, режиссерские игры, опыты и наблюдения, музыкально-театральная гостиная, проектная деятельность. Строительно-конструктивные игры, дидактические игры способствуют интеллектуальному, речевому и познавательному развитию детей. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей, развитию умения сотрудничать друг с другом, организовать позитивное, деловое и игровое взаимодействие, что позволит детям успешно осваивать программы начального школьного образования.
В детском саду созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей: проводится комплекс оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий, третий час физкультуры на улице для детей. Созданы условия для физического развития дошкольников: разнообразные виды и формы организации режима двигательной активности на физкультурных занятиях; планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, праздники, досуги здоровья и подвижных игр.
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы ДОУ
Январь:
19 января: День освобождения города Алексеевского района и города Алексеевка от немецко-фашистских захватчиков.
27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) — День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно).
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
12 июля: День Прохоровского сражения
Август:
Первая половина августа — традиционный День глины;
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
17 декабря- День села Варваровка, День святой Великомученицы Варвары.
31 декабря: Новый год.
Традиционные праздники в детском саду:
1). Осенние капельки. (3 — 7 лет).
2). День Матери (3-7 лет)
3). Проводы зимы (Масленица). (3-7 лет)
4). Выпускной бал (6-7 лет).
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования
Для реализации программы созданы необходимые психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия. Создана развивающая предметно-пространственная среда. Психолого-педагогические условия обеспечивают эмоциональное благополучие, положительное отношение к миру, к себе и другим людям.
Условия реализации программы направлены на создание социальной ситуации развития, которая обеспечивает полноценное развитие личности во всех направлениях развития детей.
Условия реализации программы способствуют созданию такой ситуации развития детей, которая:
1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4. обеспечивает открытость дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;
2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия решений, выражения чувств и мыслей;
3) поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности;
4) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющие решать конструктивно конфликтные ситуации между детьми, развивать умение детей работать в группе сверстников;
5) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребёнка;
6) взаимодействие с родителями, законными представителями по вопросам образования ребенка, вовлечения родителей в образовательную деятельность, в том числе реализацию совместных детско-родительских проектов на основе выявления и поддержки образовательных инициатив семьи.